Государственный музей искусств имени И.В.Савицкого. Нукус, Каракалпакстан.

Государственный музей искусств имени И.В.Савицкого. Нукус, Каракалпакстан.

1z.jpg

2z.jpg

3z.jpg

Каракалпакстан, и его столица Нукус – самые экстраординарные туристические направления в мире. Это - определение, читаемой во всем мире Британской газеты The Telegraph, которая включила данный маршрут в «топовую десятку» 2015 года, под вторым номером. А, авторы колонки «Досуг», в воскресном приложении, не менее читаемых The New York Times и International Herald Tribune, летом 2009 года посоветовали искушенным в искусстве читателям, посетить Нукусский музей «прежде, чем умереть» (must-see-before-I-die destination), и назвали этот уникальный музей, именуемый в народе «музеем Савицкого» или просто «Нукусским музеем» - «Лувром в песках».

Государственный музей искусств Каракалпакстана создан в 1966 году по инициативе московского художника Игоря Витальевича Савицкого (1915-1984). В настоящее время, это крупнейшее художественное собрание Центрально-Азиатского региона, насчитывает около 100 тысяч единиц хранения с хронологическим охватом более четырех тысячелетий.

Возникновение музея связано с деятельностью легендарной Хорезмской Археолого-Этнографической Экспедиции, совершившей открытие века раскопками и изучением древне-хорезмийской цивилизации, расположенной на территории Каракалпакии, Хорезмской области и Туркменистана. Руководитель Экспедиции, ученый с мировым именем, С.П. Толстов, назвал величественные крепости и памятники культуры «средне-азиатским Египтом». В составе этой группы работал и Савицкий, который став впоследствии директором Нукусского музея, уже вел самостоятельные раскопки и сборы народно-прикладного искусства, пополняя коллекции руководимого им музея. Эти коллекции стали основой музея. Находки древних артефактов при раскопках античных и средневековых городищ, уникальные зороастрийские оссуарии (погребальные урны-костехранилища) с образцами древней письменности на арамейском алфавите, терракотовые культовые статуэтки, керамические и бронзовые изделия, несущие на себе влияния скрещения эпох, религий и верований, разных цивилизаций, дадут сильнейший энергетический импульс посетителю.

 4z.jpg

5z.jpg

 6z.jpg  

Коллекция каракалпакского народно-прикладного искусства – это своеобразный генофонд культуры малочисленного, в прошлом полукочевого народа, проживающего ныне на северо-западе Узбекистана, но вобравшего в себя следы культуры и быта своих древних предков, кочевавших в степях Причерноморья, в Поволжье и на Кавказе. Уникальный шлемовидный свадебный головной убор каракалпачки вернет вас во времена амазонок-воительниц, чьи доспехи имитируют некоторые виды женского костюма, представленные в экспозиции музея.

Великолепие многочисленных витрин с ювелирными изделиями каракалпакских зергеров, а также их соседей - этнических братьев – узбеков, туркмен и казахов, представлено в захватывающем дух великолепии на фоне тканых полос убранства юрты – традиционного жилища каракалпаков. Вы зайдете в юрту и получите полную информацию о секретах ее изготовления, сборки и расположении каждой детали.

Особой страницей в истории формирования музея является коллекция отдела изобразительного искусства, принесшая особую, всемирную популярность. Здесь представлены не только национальная художественная школа, сформировавшаяся под влиянием музея, но и произведения художников Узбекистана начала ХХ века, периода зарождения и формирования местной национальной школы изобразительного искусства, так называемый «туркестанский авангард». Это блистательная группа русских ориенталистов, наиболее полно представленная в Нукусе, вызывающая неизменный интерес зрителя. Имена А.Волкова, У.Тансыкбаева, Усто Мумина, Н.Карахана, М.Курзина и др. получили признание посмертно и вписаны в историю мирового искусства.

 7z.jpg

8z.jpg

9z.jpg  

Значительна и коллекция московского авангарда и пост-авангарда 1920-1930х годов, а также группы нон-конформистов из московского андеграунда 1960-1970х годов. Тысячи произведений мастеров кисти, не получивших официального признания, обвиненных в формализме и диссидентстве, ставшими изгоями в культурной жизни в СССР, где господство социалистического реализма закрыло путь к признанию. Единственным официальным художественным заведением в годы советской власти, ставшим прибежищем для этих творцов стал далекий Нукус, закрытый в те годы для иностранных исследователей и ценителей, которые только понаслышке знали об этой коллекции.

В музее есть небольшие непрофильные коллекции икон, старинной мебели, декоративного искусства. Они хранятся в запасниках. Уникальна и библиотека музея, в состав которой вошли несколько собраний книг выдающихся ученых Т. Жданко, А. Гудковой, художников Г.Сабанеевой, Т. Гапоненко и мн.др.

Несколько залов экспонируют дар вдовы французского художника Фернана Леже, Нади Леже. Это первоклассная коллекция копий мировых шедевров, выполненная в мастерских Лувра в Париже.

Любой, даже самый пристрастный, любитель прекрасного ощутит атмосферу парижских мастерских и галерей, посетив раздел графики в экспозиции двух корпусов музея. Осознание того, что музей показывает лишь 3-5% всей коллекции, наполнит изумлением души посетителей.

10z.jpg 

11z.jpg

 12z.jpg  

Источники – https://www.advantour.com/