Махдуми Аъзам - суфийским мыслитель-гуманист
Махдуми Аъзам - суфийским мыслитель-гуманист
Махдуми Аъзам был крупным суфийским мыслителем XV–XVI веков, теоретик и продолжатель тариката накшбандия, великий учитель и глава суфийского ордена, философ, ученый по этике и фикху, крупный политический деятель с широким кругом влияния. Он был наделен громадной духовной энергией, силой духовно-пcихического воздействия. В то же время он в соответствии со столпами учения накшбандия занимался земледелием, освоил все тонкости этого вида ремесла, прославился своим талантом по семеноводству и выведению новых сортов овощей и фруктов.
Махдуми Аъзам жил в очень сложное время, когда, с одной стороны, шел распад империи Тимуридов и шла ожесточенная борьба между наследниками престола за трон, с другой стороны, объектами противоборства становились города и поселения, из-за чего страдали простые люди, трудовое население.
Он всячески поддерживал исторические и культурные традиции империи Тимуридов, старался сглаживать противостояние наследников престола, призывал их во имя Аллаха к мирной жизни, объединению своих сил, следовать заветам Амира Тимура. Махдуми Аъзам был свидетелем межклановой борьбы за трон, беспокойства простых людей за судьбу страны, за будущее. Эти исторические и культурные факторы детерминировали формирование мировоззрения Махдуми Аъзама, оказали влияние на его научное, философское и социально-нравственное наследие.
Более тридцати трудов Махдуми Аъзама собраны разными исследователями творчества великого мистика в разные эпохи и переписаны самыми искуссными каллиграфами.
По мнению Махдуми Аъзама труд, полезный для семьи, является важным средством укрепления семейной жизни, взаимопонимания, соблюдения мусульманских традиций. Это соответствует основному принципу Накшбандийа «дил ба ёру, даст ба кор», т.е. «душа должна быть с Аллахом, а руки – в труде».
По идеям мыслителя, толерантность является признаком божественного спокойствия. «Будьте толерантным, - как восклицает мыслитель, - т.е. будьте терпимым чужим взглядам, чужим вкусам, чужим мнениям, чужим верованиям и обычаям. Уважение порождает уважение, вражда порождает ненависть. Терпимость благородное качества благоразумных людей. Толерантность порождает благоразумие. Нетерпимость порождает зло. Зло моментально разрушает духовный мир человека. Человек без духовности не может управлять над собой, над своими эмоциями и теряет веры всякому»[13].
Именно этими идеями он внес заметный вклад в развитие мусульманской философии.