Даруль-муаллимат – учебные заведения готовящие женщин-педагогов
Даруль-муаллимат – учебные заведения готовящие женщин-педагогов

Когда после начала периода в истории Османской империи, который был отмечен государственным курсом на модернизацию и реформы, в стране открылись школы для девочек, для них потребовались учителя.
С этой целью в разных городах стали появляться учебные заведения для подготовки женщин-педагогов, которые получили название даруль-муаллимат. Первое из них было открыто в Стамбуле в 1870 году. Согласно его уставу, Даруль-муаллимат имел начальное и среднее отделение. Продолжительность обучения в начальном составляла два года, в среднем – три. Опять же, как было прописано в уставе, количество обучающихся составляло 50 человек. Они получали стипендию в размере 30–50 курушей в месяц, но обязаны были по завершению обучения отработать по специальности.
В начальном отделении преподавались религиозные науки, османский язык и литература, методы обучения, языки разных народов империи, мораль (ахляк), бухгалтерский учет и счетоводство, история, география, естественные науки, музыка, шитье и вышивание. В среднем отделении наряду с этими предметами преподавались инша (отрасль знаний в исламской культуре, которая занимается правилами составления официальных и частных писем), арабский и персидский языки, тадбируль-манзиль (управление домом и этика семейной жизни), арифметика и естествознание, а также шитье одежды.
В 1900-1901 учебном году в Стамбульском Даруль-муаллимате обучалось в общей сложности 350 студенток. В период конституционной монархии он претерпел некоторые изменения, призванные улучшить его деятельность. В 1910-1911 году был открыт интернат при нем, а в 1913-1914 году создана школа практики, которая предоставляла возможность будущим педагогам применять полученные ими навыки. В 1915 году Стамбульский Даруль-муаллимат был разделен на три отделения: начальное отделение (ибтидаи), отделение подготовки (ихзари) и высшее отделение (али). Продолжительность обучения в начальном отделении было определено в пять лет, в отделении подготовки – в два года, в высшем отделении – в три года. Выпускницы начального отделения становились учителями начальных школ, отделения подготовки – учителями и инспекторами начального отделения даруль-муалиматов, а выпускницы высшего отделения, которое делилось на отделения литературы, естествознания и математики, становились учителями средних и высших учебных заведений. При высшем отделении функционировало и училище, готовящее женщин-педагогов для дошкольных учреждений.
В период конституционной монархии в некоторых провинциях были открыты свои даруль-муаллиматы, как правило, в виде добавочных классов в средних школах для девочек. После развала Османской империи некоторые из них оказались за ее пределами, другие закрыты во время Войны за независимость. По этой причине в первый учебный год периода Республики (1923-1924) в Турции насчитывалось всего шесть даруль-муаллиматов, не считая Стамбульского. В 1924-1925 учебном году они стали называться женскими учительскими школами.